Сергей Михайлович Вакар

Заслуженный деятель искусств БССР Сергей Михайлович Вакар (27.8.1928, г. Орша Витебской области - 16.6.1998)относится к поколению художников, пришедших в белорусское искусство в конце 50 - начале 60-х годов ХХ века.

В 1957 г. С.Вакар окончил Минское художественное училище, в 1966г. - Белорусский театрально-художественный институт. Плодотворно работал в области монументальной и станковой скульптуры. Заслуженный деятель искусств Беларуси (1978). Широко известны его монументальные произведения - памятники В.Дрозду (г.п. Буда-Кошелево), М.Богдановичу (г.Минск), Ф.Дзержинскому в усадьбе Дзержиново Минской области, В. Азину в г. Полоцке.

Представленные на выставке портреты белорусских писателей Я. Коласа, В.Короткевича, Г.Бородулина, художника А.Кашкуревича относятся к числу лучших произведений С.М.Вакара.

Характерной чертой белорусской скульптуры 60-70-х гг. является широкое обращение художников к портрету, ставшего основным жанром в творчестве многих мастеров этого времени. Среди работ С.Вакара портрет занимает центральное место. Пластическая чёткость созданных скульптором портретов сочетается с глубиной и выразительностью образов. Отличительной особенностью является стремление к предельной точности в передаче содержания произведения через внешне простые, монументализированные формы. Скульптор работал в разных материалах. Экспонируемые произведения выполнены в бронзе. Этот «активный» материал позволяет передавать ощущение движения игрой светотени, что является незаменимым выразительным средством при выявлении эмоционального начала образа.

В портрете Р.Бородулина (1965) внутреннее состояние подчеркнуто несколько усложненной, трепетной лепкой лица. Скульптор видел свою задачу в том, чтобы обогатить необходимое для портрета сходство особым состоянием творца, передать момент поэтической взволнованности, отрешенности.

Иначе решены портреты Пимена Панченко (1969) и Владимира Короткевича (1968). Портреты композиционно «перекликаются» друг с другом. Эта общность решений при более внимательном рассмотрении приобретает глубокий смысл - скульптор подчеркивает единую основу, питающую их творчество. В то же время свободная манера лепки, широкая, большими плоскостями, в портрете П.Панченко как бы противопоставлена прихотливой, подробной обработке поверхности в портрете В. Короткевича. Это усиливает декоративные качества портретов и подчеркивает индивидуальное своеобразие характеров, особенности писательского мастерства. Скульптор строг в передаче внешнего сходства каждой модели. Он тщательно отбирает черты, присущие только конкретному человеку, отличающие его от других.

Сходна позиция скульптора и в трактовке портретов писателей, созданных по иконографическому материалу.

Многогранность натуры, исключительное обаяние личности всегда привлекали внимание белорусских скульпторов в образе М.Богдановича. Более десяти лет работал С.Вакар над памятником поэту в Минске. Один из этапов этой работы, эскиз (1969), отличающийся камерностью и живописностью, представлен на выставке.

Монументальность и лаконичность пластической формы - основные характеристики творческой манеры скульптора - созвучны со строгой сдержанностью образа Я.Коласа (1973). С.Вакар относился к поколению скульпторов, воспринимавших белорусского песняра как классика, причисленного к сонму великих деятелей культуры Беларуси. Обаяние личности «дядьки Коласа», доминировавшее в образах, созданных современниками поэта (например, Азгуром З.И.) уступает место воплощению величия гения в монументализированных формах.

Аппеляция к вечности в той или иной степени присуща всем экспонируемым портретам. Ею обусловлено сходное композиционное решение - оглавный срез - сводящий к минимуму бытовое, временное. Гранитные подставки прямоугольной формы в качестве опоры и бронзовые скульптуры - традиционное сочетание материалов для работ монументального характера. Небольшой размер допускает интимность обращения к зрителю, вовлечение его в общение с вечностью.


Назад